Подготовка к докладу

Врожденная ли, приобретенная ли - эта неспособность распространена как раз среди тех, кому бы не грех иногда "воспарить" над фактами. Выступление - в лучшем случае - выглядит как перечисление: "Факт-1, факт-2, факт-3, факт-N" и так до бесконечности. В сознании выступающего единичные факты не обобщаются в теоретическую Модель - см. Рис.


1. Список контрольных вопросов для подготовки Доклада для специалистов Для удобства дальнейшие рекомендации сведены в т.н На эти вопросы Докладчику полезно ответить самому себе при подготовке выступления, заблаговременно (хуже, если подобные вопросы возникнут у Слушателей в процессе Доклада ). Естественно, отвечать целесообразно честно.. 1. Какова ЦЕЛЬ выступления?


Или: я, автор Доклада, хочу: информировать Слушателей о чем-то; объяснить Слушателям что-то; обсудить что-то (проблему, решение, ситуацию и т.п Слушателями; спросить у Слушателей совета; сделать себе PR; пожаловаться Слушателям на что-то (на жизнь, ситуацию в стране и т.п Т.е. Если внятного ответа на Вопрос-1 нет, то нужно ли Специалистам такое выступление?


2. Какова Аудитория? На кого рассчитано выступление: на Студентов на Клиента (-ов) на Коллег-профессионалов на Конкурентов на присутствующую в аудитории подругу (друзей)? Как уже было отмечено выше, есть две типовые опасности: рассказывать "азы" коллегам-специалистам или "продавать себя" не присутствующим (!) Заказчикам.. 3. Каков ОБЪЕКТ выступления? Естественно, качественный Доклад может касаться нескольких пунктов из приведенного списка..


4. Какова АКТУАЛЬНОСТЬ Доклада? Или: почему сегодня нужно говорить именно об этом? И почему это должны слушать Специалисты? 5. В чем заключается НОВИЗНА темы? 3 Или: если заменить многоумные и иноязычные термины в тексте Доклада на обычные слова - не станет ли содержание доклада банальностью? Ссылается ли Автор на своих предшественников?


Проводит ли сравнение с существующими аналогами? Автор статьи неоднократно сталкивался с ситуацией, когда на Конференциях и встречах специалистов Объектом выступления становились модели, известные Слушателям из курса средней школы или из материала, читаемого на первом курсе ВУЗа..


Стоит заметить, что Новизна и Актуальность - разные вещи. Новизна характеризует насколько ново содержание выступления по сравнению с существующими аналогами. Актуальность - насколько оно сейчас нужно. Бесспорно, самый выигрышный вариант - и ново, и актуально. Неплохо, если актуально, но не ново. Например, давняя проблема, но так никем и не решенная. Терпимо, если не актуально, но ново - как прогноз, сделанный Д.И


Менделеевым в XIX веке, что в будущем дома будут не только обогревать, но и охлаждать (кондиционеров тогда и вправду не знали). Но если и не ново, и не актуально - нужно ли кому-то такое выступление? 6. Разработан ли Автором план (СТРУКТУРА и ЛОГИКА) выступления? 2 Есть ли логичная последовательность авторской мысли? Или же Автор планирует свой Доклад в стиле: " чего-нибудь наболтаю, а раздатка и вопросы Слушателей как-нибудь помогут вытянуть выступление..


Есть ли выводы с четкой фиксацией главного и нового? Как они подводят итог выступлению? 7. Раздаточные материалы. Нужны ли они вообще, и если да, то что в них будет содержаться? Отражают ли они логику выступления? Иллюстрируют ли сложные места доклада ? Важно: раздаточные материалы не должны полностью дублировать текст доклада. Слушатель должен иметь возможность записывать: примеры, дополнения, подробности, свои мысли..


Одна из целей любого выступления перед Специалистами - чтобы что-то из сказанного осталось в голове Слушателей. А для этого необходимо задействовать как можно больше видов памяти. Гигантской практикой образования доказано: материал усваивается лучше, если зрительная и слуховая память подкрепляются моторной.


В западной традиции моторную память (в соответствии с "Законом увеличения количества лени") не задействуют: на семинарах западных Специалистов Слушатели почти не пишут (но иногда делают пометки в раздаточных материалах )..


Но это компенсируется большим количеством case-study, заданий на повторение и закрепление материала. В условиях недлинного доклада или семинара подобной возможности обычно нет. Слушателям записывать, а не только пассивно впитывать материал. Другой отрицательный момент раздаточных материалов, точно повторяющих рассказ Докладчика, отлично сформулировал М.М


Жванецкий. Отвечая на вопрос, как он относится к тому, что во времена "магнитофонной революции" его выступления многократно переписывались и расходились в записях, он сказал: " Куда ни приедешь, везде все знают.. Популярность растет, а успех падает ".


Или иначе: если на руках Слушателей есть полный письменный текст, зачем им нужен Докладчик? 8. Оформление доски. Продуманы ли четкие и понятные записи на доске? Отразят ли они ход доклада ? Будут ли видны? Не закроет ли Автор их собой, пока будет писать?



По материалам http://treko.ru/


Комментарии к этой заметке больше не принимаются.

Рейтинг популярности - на эти заметки чаще всего ссылаются: