Школа для родителей

Когда малыш приходит к нам в слезах из-за того, что его дразнят в саду или он поссорился с лучшим другом, нам, конечно, очень хочется утешить его и помочь. Но как? Устрашающие внушения чужим детям или их родителям, как правило, только усложняют ситуацию, да и ваш ребенок далеко не всегда готов следовать вашим инструкциям. Бывает, что он даже не до конца осознает причины своего расстройства, и тогда ему особенно тяжело что-то посоветовать.


Мне, как детскому психологу, довольно часто приходится иметь дело с подобными случаями. Приводя ребенка, родители удивляются: "Но я ведь ему то же самое говорила, но мне он не поверил!" Да, детям не только тяжелее признаться в своих проблемах, но и нелегко "найти пророка в своем отечестве". Ведь для них это означает расписаться в своей слабости и неопытности, а кому, как ни собственным родителям они стремятся доказать, что они уже большие!


Гораздо больше им нравится находить самостоятельные решения или воспользоваться косвенной подсказкой чужого примера. Поэтому очень часто самым простым, но наиболее действенным терапевтическим приемом оказывается сказка или рассказ, где фигурирует ситуация, которая в данный момент беспокоит ребенка (в психотерапии это называется метафорой).


Дополнительное удобство этого метода заключается в том, что такие сказки вы можете сочинять сами (или импровизировать на ходу кукольный спектакль, продумав заранее лишь его ключевые моменты). Общая структура подобных терапевтических метафор такова.


Сначала вы представляете ребенку главного героя -- так, чтобы к нему было легко проникнуться симпатией. Вспомните, как это замечательно работало в знакомых вам сказках: "У нее были две дочки. Одна была глупая и ленивая, она все время "лежала на печи да ела калачи". А вторая - Настенька - была добрая и послушная, все умела делать по дому, и все люди в ней души не чаяли". После такого описания вы сразу понимаете, кто является здесь положительным героем, и чью роль детям захочется примерить на себя.


Вы можете воспользоваться также хорошо знакомым персонажем одной из любимых сказок, либо описать ребенка, очень похожего на вашего маленького слушателя. Не скупитесь на количество мелких подробностей и описаний. Ваша задача -- сделать свою историю настолько интересной, чтобы привлечь внимание ребенка, помочь идентифицироваться с героем и вновь пережить вместе с ним все происходящие события. Затем вы помещаете героя в проблемную ситуацию, аналогичную той, что беспокоит сейчас вашего ребенка.


Это может быть отсутствие друзей, трудности с учебой, тяжелые отношения между родителями, смерть близкого человека, появление в семье младшего ребенка и др. Постарайтесь описать чувства и мысли, а не только поступки персонажей, чтобы ребенку было легко найти объяснение всему происходящему.


И когда вы дойдете до критической точки своей истории, то есть до того места, которое ваш ребенок считает неразрешимым (например, герою предстоит постоять за себя, а он еще не знает, как это сделать), введите в сюжет новый персонаж - будь то добрая фея, или мудрый старик, или любой родственник, -- который подскажет герою одно или несколько новых решений.


Вы должны удивить ребенка тем, что это вовсе не тупиковая ситуация, и тем, как просто она может быть решена. Если советы, которые получит герой, будут достаточно реалистичны в исполнении, ваш ребенок, скорее всего, сразу захочет воспользоваться ими. И он будет благодарен вам за то, что ему не пришлось просить у вас помощи напрямую.



По материалам http://trenings.ru


Комментарии к этой заметке больше не принимаются.

Рейтинг популярности - на эти заметки чаще всего ссылаются: